Овладение речью – это необходимое условие развития личности ребенка и его социализации. Исследователи выделяют несколько этапов формирования речи человека. Самым важным считается этап раннего и младшего дошкольного возраста (с восьми месяцев до трех-четырех лет). В возрасте четырех лет ребенок овладевает основами языка, а в его пассивном словарном запасе насчитывается уже около тысячи слов. В этом возрасте ребенок редко использует звукоподражания, старается строить предложения, соблюдая грамматические нормы языка.
В четыре года ребенок способен составить короткий рассказ, пересказать сказку. Если к трем с половиной годам ребенок не научился использовать падежные окончания, не использует с своем «словотворчестве» законы родной речи, не проговаривает свои действия, когда играет с игрушками, это должно насторожить родителей.
Тем не менее, каждый ребенок индивидуален, и срок развития речи зависит от его особенностей, а также и от пола ребенка. Считается, что мальчики менее разговорчивы, чем девочки. В этом проявляется их биологическая особенность. Характерно, что девочки начинают говорить раньше мальчиков, их словарный запас пополняется быстрее, они стараются подражать речи взрослых. Мальчики начинают говорить позже девочек, в речи чаще используют глаголы, чем существительные, призывая совершить какое-то действие. Для них не так важно использовать в речи название самого предмета.
Родившись, ребенок не знает законов родного языка, но у него есть способность усвоить правила речи на начальном этапе развития. И очень важно не пропустить это время. Причиной задержки формирования речи может стать недостаток общения со взрослыми вследствие несовершенства условий воспитания, педагогические ошибки родителей, а также сенсомоторные и неврологические проблемы. Если в семье или детском саду имеют место быть неправильные методы воспитания, ребенок получает недостаточное внимание со стороны взрослых или наоборот чрезмерную опеку, у него не будет мотивации речевого общения: ребенку не к кому или незачем обращаться. Все это приводит к задержке темпов речевого развития. Реже факторами становятся особенности личности ребенка, например, упрямство.
Способом коррекции задержки темпов речевого развития в первом случае будет изменение условий воспитания ребенка. В остальных случаях требуется вмешательство специалиста. С недоразвитием речи в дальнейшем будут связаны проблемы обучения в школе, тогда уже невозможно будет обойтись без помощи логопеда. Кроме того, нарушается процесс общения и адаптации ребенка в коллективе, снижается познавательная активность.
Очень важно постоянно заниматься с ребенком дома. Существует множество простых упражнений. В 3-4 года ребенок должен закреплять на практике правильность произношения согласных звуков, вызывающих трудности (наиболее трудные – [с], [з], [р] и ряд других). Следует разучивать с ребенком короткие стишки и скороговорки, загадки, считалки, для того чтобы он научился четко произносить слова и фразы, развивался его речевой аппарат, навык восприятия информации на слух.
Отгадывание загадок облегчают использованием наглядности. Например, можно предложить ребенку выбрать из нескольких игрушек ту, о которой идет речь в загадке.
Ребенку предлагают отчетливо называть игрушки, предметы, животных на картинках. Все это делается в процессе игры. Можно учить ребенка отвечать на вопросы по картинке, самостоятельно рассказывать, что на ней изображено.
Следует использовать стихотворения для обучения ребенка четкому произношению звуков, чтобы он овладел интонационной выразительностью речи. Одним из способов выработки четкого произношения является общение ребенка с родителями в процессе выполнения какой-либо работы, например, уборки по дому.
Обучение речи – сложный и трудоемкий процесс и для ребенка, и для родителей. Однако эти трудности стоят того, чтобы их преодолеть. Ежедневное общение с ребенком в процессе игры, в транспорте, на прогулке, во время работы поможет не только поддерживать с ним эмоциональный контакт, но и окажет эффективную помощь в процессе овладения родной речью.